9 ноября в детской библиотеке прошел Всероссийский урок "Родные россыпи жемчужин" по творчеству Владимира Даля в рамках празднования Года литературы. Школьников познакомили с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля, который внёс большой вклад для русского народа.
Родился Владимир Даль в поселке Луганский завод (Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир Даль получил прекрасное домашнее образование. Свое дальнейшее образование Владимир получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.
Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству. Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.
За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники "Ботаника", "Зоология".
Но самой значительной и объемной работой в биографии Владимира Даля остается "Толковый словарь", содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в "Толковый словарь живого великорусского языка".
В 1862 году был опубликован уникальный сборник "Пословицы русского народа", в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живет в произведениях писателей, в повседневной речи людей.
В 1871 году появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них "Девочка Снегурочка", "Старик - годовик", "О дятле", "Привередница" и многие другие.
После знакомства с биографией В. Даля детям было предложено потренироваться в произношении скороговорок: "Говори, говори, да не заговаривай", "На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора", "Ткет ткач ткани на платок Тане", "Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках".
На следующем этапе дети должны были отгадать загадки. Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестандартно, азартно искать решение:
- Что выше лесу?
- Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
- Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.
- Вся дорожка обсыпана горошком.
- Утка в море, хвост на заборе.
Третье задание заключало в себе знание пословиц, в которых запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Ребятам были предложены начало пословицы, которые они должны были продолжить и поразмышлять над смыслом:
- Грамоте учиться (всегда пригодится)
- Написано пером, (не вырубишь топором)
- Ученье - свет, (а неученье тьма)
- Не спеши языком, (торопись делом)
Тяжело показалось ученикам объяснить лексическое значение старинных слов, но в этом помог "Толковый словарь" Даля.
В конце мероприятия дети отвечали на вопросы викторины по биографии В. Даля, а также команда - победитель получила закладки, отражающую тему урока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий