вторник, 17 февраля 2015 г.

К 70 - летию Победы в Великой отечественной войне



В 2015 г. страна отмечает огромную историческую дату – юбилей Великой Победы. Эта дата придает особый смысл всей библиотечной работе.

 Бесценным источником для воспитания патриотизма является история Великой Отечественной войны. Книги о войне позволяют донести до сердца каждого человека память о тех героических событиях, дают уникальную возможность каждому лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, наших отцов и дедов, прадедов.

Начало работы к 70-летию Победы  в детской библиотеке положила передвижная книжная выставка «Книги в строю», привезенная  из СОБДиЮ. Здесь прекрасно смотрятся объемные стенды с использованием страниц  периодики войны с заметками, приказами, сводками с фронта, которые  рассказывают об основных событиях великой битвы. На выставке выделены главные события войны, это Сталинградская битва, блокада Ленинграда, создание Добровольческого танкового уральского корпуса.

Центром выставки стоит Календарь, отражающий хронику  событий всей Великой Отечественной войны. Первый лист календаря сообщает о начале войны. Голосом Левитана начала свою беседу Марина Николаевна Столштейн, затем показала на карте продвижение немецких войск по территории европейских стран к Советскому Союзу, рассказала,  как советский народ встретил и отреагировал на это событие. 
 На фоне выставки было рассказано о блокаде Ленинграда, в доступной для младших школьников форме. На занятии были прочитаны отрывки из книг Воскобойникова «900 дней мужества», «Жила – была девочка», Черкашина «Кукла». Библиотекарям было важно показать, что пережили Ленинградцы,   в этом им помогли также и кадры документальных фильмов, показывающие трагические страницы истории. 
 Светлана Петровна Елфимова свой рассказ о Сталинградской битве начала с книги Н. Внукова «Огненное кольцо», которая отражает ежедневные события этой страшной и решающей битвы. Дальше разговор пошел о книге  генерала В. И. Чуйкова «180 дней в огне  сражений», который делится своими воспоминаниями. В сталинградской битве участвовали не только взрослые, но и дети. Задела за живое детей книга А. Очкина «Иван – я, Федоровы – мы». У героя книги Вани Федорова погибли родители, во что бы то ни стало, он хотел попасть на фронт, чтобы отомстить за родителей. Наравне с взрослыми он мужественно сражается в пекле сталинградской битвы и тяжело раненый, без руки, зажав в зубы гранату, кидается на вражеский танк. 
        О создании Уральского Добровольческого танкового корпуса очень интересно и подробно рассказала Мария Ивановна Бондаренко. Дети с интересом слушали о боевом пути, о подвигах уральских танкистов. Особенно их заинтересовал тот факт, что фашисты называли наших танкистов дивизией «черных ножей», потому что танкистам и автоматчикам были подарены рабочими Златоустовского завода ножи с черными ручками перед отправкой на фронт. Ножи предназначены были для хозяйственных нужд, но часто танкисты использовали их в рукопашном бою. И в 1943 году была даже написана песня «Дивизия «черных ножей». Авторами слов и музыки были добровольцы УДТК.

      Именно книги рассказывали следующим поколениям ребят о героях и битвах, о тех кто не жалея свою жизнь ради великой победы. Книжная выставка «Книги в строю» объединила художественную литературу разных лет.

   В 40-е годы показан величественный образ Советского народа, воюющего с врагом; дети лишенные войной детства, страдающие и погибающие от холода; «готовность стать бойцами!» - главная тема публикаций во всех детских журналах. Это знаменитые книги Осеевой В.А. «Васек Трубачев и его товарищи», Катаева В.П.  «Сын полка», Ильиной Е. Я. «Четвертая высота», Кассиля «Дорогие мои мальчишки», Платонова А. «Маленький солдат», Воронковой «Девочка из города»…



       В 50 – 60 – е  развитие темы героизма детей и юношества в годы войны, книги документально – художественного характера, портреты пионеров – героев. Юные герои – обыкновенные мальчишки и девчонки, авторы показывают путь к подвигу, как закономерный итог воспитания. Героями не рождаются, а становятся преодолевая все препятствия. Об этом книги Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре», Надеждиной Н. «Партизанка Лара»…
        70 – 80 годы… Возможно это десятилетие подарило нам лучшую литературу о войне. Это авторские воспоминания и размышления о своей войне. Воспоминания, реальные истории тех, кто сумел выжить. Главное – человек и его судьба на войне, а не массовый героизм. Прослеживается неоднозначность образов, тема предательства и стойкости. Герои произведений часто попадают, казалось бы, в безвыходные ситуации, когда надо сделать выбор между честью и бесчестием, чувством долга и вполне естественным стремлением человека сберечь свою, единственную жизнь.  Эти годы подарили нам такие прекрасные книги как «Мой генерал» А. Лиханова, «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Сашка» К. Кондратьева, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Сотников» А. Быкова…

       90 – 2000 годы представлены книгами: Веркина Э. «облачный полк», Шефнера В. «Сестра печали», Смольникова «Большой букет подснежников», Драгунского В.   «Он упал на траву…», Черкашина «Кукла»…

       Совсем недавно в детскую библиотеку обратилась родительница с просьбой рассказать  детям дошкольникам о войне в доступной форме, показать книги. Мария Ивановна Бондаренко откликнулась на их просьбу и рассказала о начале войны, с кем воевали, рассмотрели в книгах оружие Победы, ответила на все их вопросы.



        

Комментариев нет:

Отправить комментарий